Капоэйра - боевое искусство, зародившееся в прибрежных районах Бразилии. Особый сплав африканских и европейских традиций позволил включить в рамки этого боевого искусства то, что не под силу остальным: элементы музыки, танца, магических ритуалов, акробатики и игры.
Игра - вот, чем именно является Капоэйра, сохраняя при этом всю серьёзность боевого искусства. В кругу соперники соревнуются не в количестве нанесенных ударов, не пытаются нокаутировать друг друга, а стараются переиграть оппонента, демонстрируя красивую, изящную технику, восхищая зрителей невероятными возможностями человеческого тела. Для капоэйриста недостаточно просто эффективной победы. Она должна быть красива, а сам процесс игры - увлекательным. Это одновременно спорт, этнический обряд, восхитительный танец, древняя философия, потрясающее воображение игра-поединок. Такая же неотъемлемая часть Бразилии как футбол, карнавал в Рио-де-Жанейро и мыльные оперы.
Капоэйра появилась давным-давно, еще в пятнадцатом веке, когда португальцы ступили на земли Южной Америки и завезли рабов из Африки. Рабам запретили изучать боевые искусства, и они замаскировали атакующие элементы под танцевальные движения и сопроводили свои упражнения национальными напевами и игрой на музыкальных инструментах.
Неизвестный термин (из названия семинара) «батизаду» переводится с португальского как «крещение» или «крещеный». Это обряд посвящения в капоэйристы человека, уже освоившего базу движений и определившегося с выбором школы. Во время обряда посвящения ученик получает свой первый пояс капоэйриста. Впоследствии, когда ученик растет и совершенствует свои умения, церемония смены цвета его пояса (в каждой школе существует своя градация цветов) называется «троку ди корда». На «батизаду» ученик играет в роде с мастером и, пойманный на движении, оказывается лежащим на земле.
Основное место поединков капоэйристов называется рода. Здесь происходят схватка соперников и показательные выступления бойцов-танцоров. Музыканты задают ритм, в круг выходят два участника, садятся подле музыкантов и начинают игру. Со стороны все походит на продуманный и срежиссированный танец-схватку, который сопровождается парными акробатическими элементами. В этом состоит главная особенность капоэйра: происходящее – скорее не «драка», а танцевальная импровизация, в которой соперники-партнеры даже не касаются друг друга. Задача игрока при таком раскладе - не потерять ритма, опередить и предугадать движения противника, вывести его из равновесия.
Самое главное в капоэйра - «аше», состояние счастья, атмосфера всеобщей радости, эйфории, когда все расслабленны и довольны. Это способ мировосприятия. Это особое отношение к жизни. Это стоит почувствовать. В отличие от других боевых искусств, капоэйра подчеркнуто неагрессивна.
Если вы уже занимались какими-то другими боевыми единоборствами, для капойэры это и плюс, и минус. Плюс потому, что у вас развитая координация и хорошая растяжка, а минус потому, что предыдущая техника мешает обучению капоэйре.
Среди учеников есть и профессиональные танцоры. Работать с теми, кто уже владеет определенной техникой движения, интересно, однако порой ученикам бывает тяжело перестроиться. Переучивать технику сложнее, чем учить ее с чистого листа. Основы капоэйра, ее неповторимые дух и эмоциональность помогут не только хореографу, но и танцору, скажем, хип-хопа, брейка или даже клубного r’n’b. Новые элементы пополнят запас танцевальных движений, добавят танцам экзотичности и позволят с легкостью импровизировать под любую ритмичную музыку.
Своей популярностью в России капоэйра во многом обязана вышедшему в 1993 году фильму «Только сильнейшие». В России капоэйрой занимаются художник-постановщик Борис Краснов и академик, депутат Госдумы Алексей Арбатов. В июне 1998 года была зарегистрирована Федерация Капоэйра России. С сентября 2003 года в Московском институте физической культуры и спорта на кафедре восточных единоборств открылась даже специализация «Капоэйра». Так что помимо красного пояса мастера можно получить еще и красный диплом. Дерзайте!
|