В наш век новейших технологий, когда дамы лихо водят автомобили, разбираются в биржевых сводках и сложнейших компьютерных программах, говорить о том, что не умеешь танцевать, по меньшей мере, неудобно. Поэтому предлагаем учиться этому древнему искусству, попутно улучшая фигуру и избавляясь от лишнего веса.
Трудно сказать, когда человек начал танцевать. А уж зачем - вообще неизвестно. Наверное, это заложено в генах. Кроме людей танцуют и все наши братья меньшие. Причем безо всякого музыкального сопровождения.
В некоторых универмагах Токио весь персонал перед началом работы несколько минут прыгает-танцует перед зеркалом. Японцы уверены, что, попрыгав и потанцевав перед работой у зеркала, можно поднять себе настроение.
Танцы - это кусочек сказочной жизни: элегантные костюмы, плавные и грациозные движения, отличная осанка и возбуждающий ритм. Так почему люди танцуют? "Энергию хочется выплеснуть", - ответит кто-то. И ошибется. Танцуем мы не от избытка энергии, а как раз наоборот - чтобы ею зарядиться.
Термин «Танец модерн» (Contemporary) появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. В дальнейшем этот термин стал собственным именем для направления в хореографии.
Для каждого представителя танца-модерн не являлась главной форма, важно было донести до зрителя определенный смысл, переживание, эмоции. «Меньше всего меня интересует, КАК люди двигаются, меня интересует, ЧТО ими движет» Пина Бауш.
Изменилось отношение к костюмам, музыке и другим компонентам театрального действия. Многие хореографы полностью отказались от музыкального сопровождения и использовали только ударные инструменты или шумы.
Танец модерн отрицает или считает необязательными многие характерные черты классического танца - выворотность, удлиненность конечностей, воздушность прыжков и танец на пуантах.
В танце модерн танцоры часто выступают босиком и широко используют партерную технику. Существует много школ и направлений танца модерн, сильно отличающихся по технике. Многообразие выразительных элементов танца модерн делает его значительно более демократичным и позволяет успешно выступать людям, пластически одаренным, но начавшим танцевать уже взрослыми.
В настоящее время классический балет и танец модерн развиваются во взаимном влиянии. Многие выдающиеся танцоры одинаково сильны и в том и в другом стиле, и многие хореографы свободно комбинируют характерные пластические элементы обоих направлений танца.
Том Парк: "Если танцор стремится показать, что гравитации нет, то это балет. Если танцор стремится показать, что гравитация его гнетет, то это модерн."
Создателями джаз-танца были африканцы и афро-американцы. Принципы джаз-танца закладывались вне музыкального направления джаза и, в общем, не имеют к нему отношения, поэтому необходимо разделять джаз как музыкальное направление и как танцевальную технику.
Черный человек, по словам известного путешественника Джоффри Говарда, это тот, кто свои эмоции и настроения передает посредством танца. Рождение или смерть, свадьба или похороны - черный человек танцует. При этом под танцем подразумевается ритм. О хорошем танцовщике в Африке говорят: "Он имеет хорошие уши".
Основные принципы джаз-танца подобны принципам джаза в музыке. Это, возможно, и стало причиной единого названия. Итак, основные принципы: импровизация, полиритмия, полицентрия, изоляция, контракция-релиз, коллапс (сброс), импульс, волна.
Полиритмия предполагает, что разные части тела движутся в разных ритмах.
Полицентрия предусматривает возникновение движения в различных частях тела. Движение может исходить из головы, плеча, колена, очень часто посредством импульса.
Контракция-релиз - не столько принципы джаза, сколько характерная пара движений, противоположных друг другу.
Контракция - это искажение, например, прямой линии позвоночника в том или ином его отделе. Контракция - не сжатие (мышечный зажим нарушает ток энергии и потому противен любой танцевальной технике, хотя, безусловно, может быть использован как выразительное сценическое средство), а напротив, удлинение.
Согласитесь: кривая линия всегда длиннее прямой.
Релиз - противоположность контракции, освобождение от кривизны и еще большее удлинение.
Джаз очень многообразен. В литературе называют мюзикл-джаз - облегченное направление, позволяющее танцовщику петь одновременно с исполнением танца, бродвейский джаз…
Известные джазовые танцовщики (например, Матт Матокс во Франции, Гас Джордан и Луиджи в США), организовавшие свои школы джаз-танца, часто становились родоначальниками нового направления. Ими были созданы определенные подходы к обучению танцу, выработаны наборы движений, придающие своеобразный колорит постановкам каждой джазовой школы. И появлялись термины "техника Матт Матокса", "Луиджи-джаз", "Саймонс-джаз".
Джаз вобрал в себя экзерсис классического танца (в джазе параллельные позиции ног сосуществуют с выворотными, а руки теряют присущую классике округлость и приобрели вид одной или нескольких прямых линий), движения и приемы танца модерн, народного танца. Здесь мы приходим к этно-джазу с его наиболее известными разновидностями афро-джаза и латина-джаза.
|